Как воспитать у детей любовь к чтению

Как воспитать у детей любовь к чтению

1. Воспитание эмоций и ассоциаций

Часто преподаватели слышат от родителей: » Ну как его (ребенка) заставить читать? Никак не хочет». И частенько родителям невдомек, что в этом виноваты и они … Давайте вспомним, что говорят мамы малышу, когда он приковыляет к ним с книжкой в руках?Сразу возьмут читать или разбирать картинки? Если ответ будет честным, но как минимум он будет звучать «Не всегда».

Да, бывает и такое, что мама занята. Может ли она отложить свою работу ради ребенка? Если мама очень занята — все же будет неправильно просто прогонять от себя малыша, говоря, что почитают ему книжку потом. Потом он просто больше не придет с книжкой — будет неинтересно. И если никто не может маму заменить в столь важный момент, то лучше все же маме отложить дела и почитать с ребенком хоть немножечко, ну или постараться совместить дела с занятиями. Образование и развитие ребенка куда важнее ста гор немытой посуды.

О том,что знакомить ребенка с книгами нужно с раннего возраста знают все. Это банальная истина. Только не все родители делают это правильно. «А как правильно?» спрашивают многие. И мы попробуем с этим разобраться.

Рекомендуется малышам покупать такие книги, которые нечаянно не порвешь. Если на ребенка постоянно будут кричать за то, что он, хоть и нечаянно, порвал очередную книгу — он не захочет брать книги в руки в конце-концов. Да и маминому карману экономия.  Кроме того, такие книги должны быть с яркими, добрыми и крупными картинками. Это могут быть как герои из мультиков, так и просто картинки, но обязательно все на рисунках должно быть четким и понятным. Никакого авангарда.

И пока малыш не умеет говорить и непоседлив, лучше просто рассматривать с ним эти картинки. Рассказывать все, что есть на страничке, кто там изображен, кто что делает из персонажей, во что кто одет и какого что цвета. Не забывать показывать пальчиком все, что говорится! И не стоит питать иллюзий насчет феноменальной памяти малышей — они едва ли с десятого раза запомнят хоть что-то, но они обязательно запомнят.

Длинные тексты сказок до трех воспринимают с трудом. Не стоит маме обижаться, если уже на пятой строчке прекрасной сказки «Золушка» маленькая девочка смешно фыркнет и сбежит. Или уснет. Если и читать детям содержание книги — то это должны быть 2-4 коротенькие строчки, лучше в стишках, и эти строчки должны соответствовать картинке. Читая слова, мама должна показывать на картинке то, что читает. Так учится связывать одно с другим.

Читать и рассказывать ребенку нужно спокойно и немного певуче. Желательно еще и в лицах изображать, если родители на это способны … Тогда у ребенка будут откладываться положительные эмоции от «чтения».

 2. Ищем «золотую середину»

Как и во всем, в вопросе образования детей у родителей есть порою две крайности. Одни родители стараются напичкать свое дитя всевозможными знаниями, книгами, другие сами не любят читать и ребенку не покупают книг. Но если ребенку не покупать книг, то тогда о какой любви к чтению можно в этом случае говорить? А другие целый день порой ребенка пытаются занять книгами. И невдомек таким родителям, что назойливость может вызвать у ребенка раздражение и досаду, особенно, если мама отрывает ребенка от увлекательной игры… И вот тут необходимо срочно найти «золотую середину».

Не надо заставлять ребенка усаживаться читать или заниматься в тот момент, когда он хочет порезвиться. Лучше отложите книгу на некоторое время. Ребенок должен получать от чтения максимум положительного. Иначе как раз и получится та ситуацию, когда ребенка невозможно будет заставить читать. Нужно сделать попытку ввести за правило ежедневные чтения и стараться не нарушать его.

Кроме того, родителям должно быть интересно это занятие. Ведь дети отлично различают фальшь. И тут тоже может получиться та же реакция: маме ведь не интересно, значит, и мне это не надо … Стоит подбирать книги, интересные и маме.

Малыши обычно непоседливы и не могут еще надолго сосредоточить внимание на книге. Но, если ребенок отвлекся, часто не значит, что он не слышит читаемое. Можно попробовать поставить аудиокнигу, а самим понаблюдать за ребенком. Только длительные сказки ребенок не будет слушать и вскоре к ним тоже может потерять интерес — скучно. Малышу будет интереснее слушать маленькие сказки или стишки.

3. Игра

Хорошо бы еще прочитанное укреплять в игре. Прочитали про мишку, которого на пол уронили, например, и самое время его лечить и кормить. Такое возможно не в каждом случае, но ведь иногда возможно. Тогда возникает возможность еще и развить речь своего ребенка, и пробудить фантазию. И, кроме того, ребенку это будет интереснее, чем мультик. В мультике не получится остановиться, продолжить самому. А значит, книжка интереснее.

Такая установка помогает воспитывать в ребенка уважение к книге. Причем, при чтении книги, можно «подкидывать» те самые все возможные энциклопедические знания, которые заложить в ребенка хотелось бы, только ненавязчиво.

Например, зима. Мама читает с ребенком что-то новогоднее. Почему не предложить ребенку посмотреть на снежинки за окном? Они красивы и видны даже под простым увеличительным стеклом. Это будет продолжением сказки и одновременно усвоение формы снежинок. Рассматривая их, мама поясняет ребенку, как образуются снежинки: это от холода дождик замерз и превратился в такие красивые снежинки. А снежинки все такие разные, у них 12 лучиков бывает, а бывает 6. Они на цветочки похожи … Далее можно предложить и сказку сочинить вместе с ребенком. Ведь даже едва научившиеся говорить дети любят фантазировать. Но без мамы это никак все же.

4. Буквы — в слова

Чтению обучать тоже нужно ненавязчиво. Можно с буквами играть, заучивать стишки, сравнивать буквы, на что они похожи. И ни в коем случае не стоит забивать ребенка алфавитом. Называть буквы нужно не по названию, а как они звучат, иначе есть риск научить неправильно и малыш потом с трудом воспримет составление букв в слоги.

Гораздо легче обучать ребенка в игре. Например, построить башенки из кубиков. Предложить составить башенку так: :сначала букву М, потом А .а вместе получится МА, а следующую башенку из букв: Д,О,М. Что получим? Не питайте иллюзий, сразу ребенок ничего не поймет и не запомнит. Но игра малышу понравится. А потом и чудо придет, и ребенок, казалось бы, просто играя вдруг начнет читать.

И вот ребенок освоил буквы, может уже читать … Что делают многие мамы? На просьбу ребенка почитать отвечают: «Ты уже большой(ая), сам(а) читать умеешь». Вот тут они делают неверный шаг.

Дети в таком возрасте читают плохо, медленно. Им опять становится скучно и неинтересно. Ведь сказка с мамой всегда интересней. Нельзя отталкивать ребенка. Можно попробовать читать по очереди — одно предложение малыш, одно предложение — мама. Про похвалы тоже забывать не стоит, детей хвалить надо за любое маленькое достижение.

Подбирать книги стоит строго по возрасту. Ни к чему в три года Волшебник Изумрудного Города или в пять — 1001 ночь. И если в пять малыш пищит от восторга, читая колобка — значит, так надо, необходимо уважать вкус даже самого маленького человека.

5. Школьники

Проходит время и вот уже ребенок хорошо читает, пошел в школу или скоро пойдет. Большинство мам думает, что в этом возрасте уже ребенка можно оставить с книгой наедине, и зря. Ребенка можно оставить с книгой одного только тогда, когда он читает заинтересованно. А для этого книга ему должна быть интересна. Нужно стараться заинтересовать малыша тем, что он читает.

Например, текст рассказа из школьного учебника или букваря того же. Можно повторить опыт чтения по очереди. А можно к этому рассказу потом предложить придумать продолжение. Или после прочтения текста обсудить его, так сказать, со всех сторон. Можно выбрать определенную часть и развить ее.

Например: Прочитали сказку про Солнышко. Предложим ребенку подумать, где солнышко спит ночью? Почему ночью темно? Зачем нужно спать?.. Да мало ли какую тему можно развить! все ведь зависит от уровня развития ребенка и его возраста.

Большинство детей даже в средней школе любят, чтоб мама им почитала, а потом обсудила с ними прочитанное. И замечают, конечно, любит ли читать их мама. Так что правильно говорят, что в той семье ребенок любит читать, где это любит делать мама.

Когда однажды мама войдет в комнату к своему ребенку и застанет малыша, добровольно взявшего в руки любую книгу (подойдет и электронная), и читающего с удовольствием без мамы, можно расслабиться. Длительная и кропотливая работа принесла плоды: ребенок полюбил книги и чтение.

Интересное на сайте